28 августа Русская Православная Церковь отмечает великий праздник Успения Пресвятой Богородицы. По церковному преданию, в этот день апостолы собрались из разных стран в Иерусалиме, чтобы проститься с Владычицей нашей Приснодевой Марией, закончившей земной путь. Успение Матери Божией было тихим переходом в Горний мир – навстречу с Возлюбленным Сыном.
Главной святыней, которая ассоциируется у нас с этим большим праздником, является Плащаница Пресвятой Богородицы – прямоугольный плат с изображением Усопшей Приснодевы Марии. Плащаницу выносят в центр храма перед Всенощным бдением в канун праздника – вечером 27 августа. Перед чином погребения Плащаницы (или на следующий день после праздника, или непосредственно 28 августа) духовенство и прихожане совершают с нею крестный ход вокруг храмов.
На удивительном Свято-Троицком приходе в селе Адашево очень много намоленных старинных святынь. Плащаница Пресвятой Богородицы здесь тоже особенная. Настоятель храма и благочинный Кадошкинского района протоиерей Павел Назин, начиная восстанавливать приход после тяжелого богоборческого времени, нашел эту Богородичную святыню в… церковной сторожке. Очевидно, она лежала там десятилетиями и оказалась почти в ветхом состоянии. Образ Пресвятой Богородицы вышит на этой Плащанице не двумерно, как обычно, а объёмно, он – формовочный, рельефный. Это – редкость, причем очень красивая.
Когда отец Павел приступал к реставрации приходских святынь, золотошвейных мастерских в стране было мало. Настоятель адашевского храма нашёл профессиональных мастеров в Белгороде, они-то и привели святыню в первозданный вид – в каком она была ещё в позапрошлом веке. Её, как и все остальные святыни храма, очень берегут. Но доступ к Плащанице для прихожан и паломников в дни празднования Успения Пресвятой Богородицы не ограничен.
****
Сюда приезжают паломники из Саранска, Рузаевки и из-за пределов республики. Но если бы люди знали, какие святыни встречают верующих в этой красивой белой церкви с более чем полуторавековой удивительной историей, поток богомольцев здесь был бы нескончаем.
Свято-Троицкий храм возвели в 1864 году. Приход издревле был очень крепким. Как свидетельствовал краевед и учёный-культуролог Сергей Борисович Бахмустов, в 70-ые годы позапрошлого века здесь работала одна из лучших церковно-приходских школ в Инсарском уезде, в который и входило Адашево. В начале 30-х годов ХХ века, во время повсеместного закрытия церквей, верующие долго сопротивлялись изъятию храма (в приход, кроме Адашева, входили деревни Потьма и Нагорные Полянки), в прямом смысле, не подпуская безбожников к приходу. Только в 1941 году, когда большинство защитников ушло на войну, храм закрыли. А вот дальше последовали удивительные события. В 1946-ом верующие настойчиво пишут ходатайства о возвращении храма и возобновлении в нём богослужений. И приход вновь открывается. Подобные прецеденты редки, мы знаем, что похожая ситуация была со Старым Собором – Иоанно-Богословским соборным храмом в центре Саранска, который также был открыт для верующих по их настойчивым и бесстрашным требованиям.
Что почти невероятно, из подвалов райкома партии и запасников районного музея были извлечены сохранившиеся храмовые иконы, церковная утварь и священнические облачения. Очевидно, что среди возвращенных образов есть лики из других ранее закрытых церквей, которые до 30-ых годов относились к Инсарскому району. И, конечно, многие иконы, ныне пребывающие в адашевском храме, принесены сюда православными верующими, многие годы бережно хранившими эти святыни. В Свято-Троицком приходе возникло собрание святынь, превосходящее крупные храмы и даже многие соборы. Это произошло благодаря уникальной истории прихода, благодаря мужеству прихожан, которые смогли добиться возвращения храма Русской Православной Церкви, несмотря на стоявшее в стране время богоборчества. В результате на несколько районов оказался один действующий приход – адашевский. Православные понесли в него укрытые лики. То, что верующие прятали иконы из закрываемых храмов, спасали их от надругательств, от сожжений (иногда просто выхватывали из костра), от кощунственного использования в хозяйстве – случаи абсолютно типичные. Люди молились, чтобы церкви вновь открылись, ждали этого всем сердцем. И когда это происходило - несли намоленные храмовые образы туда, где им и уготовано место – в Доме Божием.
****
Многие годы настоятельства протоиерея Павла Назина на Свято-Троицком приходе постоянно проводятся восстановительные и реставрационные работы. Крыша с дырами в кровле и сгнившими стропилами (прихожане ещё помнят, как заступивший на настоятельство отец Павел забил тревогу, вполне обоснованно опасаясь обрушения свода. В итоге крышу капитально отремонтировали), густая зеленая масляная краска в несколько слоёв, которой щедро были покрыты стены изнутри и «перекрыто дыхание» зданию, скрытые под ней росписи и несколько десятков (!) старинных, намоленных, но почерневших образов – вот наследие прошлого века, которое исправлялось здесь уже в XXI столетии.
Стены пришлось отчищать до кирпича, потому что масляная краска намертво въелась в штукатурку.
– Но в отдельных местах даже сквозь краску проглядывались контуры старинных росписей. Их мы аккуратно очищали специальным составом, - пояснил отец Павел, когда мы остановились у одной из них – с ликом архистратига Михаила.
А иконы Свято-Троицкого храма представляют особую ценность не только с православной, церковной точки зрения, но и с точки зрения светских искусствоведов:
«…часть произведений (список прилагается на двух страницах) имеет высокий художественный уровень и представляет государственное значение как памятники истории и искусства» - так заканчивается сухое и официальное заключение экспертов по итогам «обследования произведений изобразительного искусства культового назначения, находящихся в Троицкой церкви села Адашево Кадошкинского района Республики Мордовия». В приложении – наименование двадцати святынь. Это – образы Господа Вседержителя, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, святого апостола Власия, икона «Святое семейство за рукоделием», две иконы преподобного Серафима Саровского. Есть в списке сразу восемь Богородичных образов ста-стапятидесятилетнего возраста: иконы Божией Матери «Иерусалимская», «Всех скорбящих радость», два образа «Утоли мои печали», «Отрада и утешение», «Скоропослушница» (установлено, что писали этот образ на Афоне), «Явление Богоматери русским воинам». Икона Божией Матери «Знамение» очень похожа по исполнению на Знаменский образ, который находится в Саранске – в Иоанно-Богословском «Старом» Соборе. Однозначно: написаны оба лика в мастерских Серафимо-Понетаевской обители.
К числу «произведений с высоким художественным уровнем и государственным значением памятников истории и искусства» эксперты отнесли Царские врата в центральном и Никольском приделах и Распятие с двумя предстоящими – с удивительными, рельефными фигурами, а не прямыми-двухмерными, к которым мы все привыкли. Само Распятие выполнено из цельного массива дерева с поражающей детализацией и реалистичностью. Что удивительно, его вырезал местный скульптор в семидесятые годы прошлого века, когда создавать произведения искусства на религиозные темы было опасно.
И это… только часть старинных святынь Свято-Троицкого храма, только те иконы, которые впечатлили даже светских искусствоведов. А есть и многие другие – также старинные, с историей. И по молитвам перед некоторыми из них происходили чудеса…
Все иконы требовали срочной реставрации. Потёртость красочного слоя или сусального золота в той и ли иной степени была на всех образах, где-то осыпалась или вздувалась краска…
Две иконы – Спасителя и Казанский образ Божией Матери – вообще лишились краски наполовину. Очевидно, они стояли в воде в каком-то подвале, вероятно, в музейном.
****
Мы рассматриваем чтимую икону святителя Николая, а потом отец Павел благословляет зайти в алтарь Никольского придела, чтобы подойти к обратной стороне этого старинного образа. Большую икону высотой почти полтора метра не напишешь на одной доске, и поэтому основа делалась из нескольких досок, скреплённых шпонками-перекладинами. Так вот, с иконы Мирликийского Чудотворца шпонки в прошлом веке вообще исчезли. В середине прошлого века топили печь храма эпизодически. В результате из-за постоянных перепадов температуры икона стала сгибаться и потеряла форму. Если бы не реставрация, проведённая уже в этом веке, святыню мы бы потеряли…
А потом мы рассматриваем Богородичные иконы, над которыми также на славу (это сможет понять даже человек без художественного образования) поработали реставраторы.
«Боже, какие же они яркие и проникновенные. Словно сами по себе источают свет!» - приблизительно такие слова вырываются, когда впервые видишь эти образы.
…Удивительное изображение явления великомученицы Параскевы рузаевскому солдату в экспертный список не вошло. Этот образ писан не на доске, а на холсте, что несколько выводит его из иконописных канонов. Но мы понимаем, насколько важен сюжет этого изображения, что он потрясёт большинство православных жителей Мордовии. По преданию с этого запечатленного события началась история нашей Пайгармской обители. К поражённому недугом лежачему военному пришла святая великомученица Параскева и указала на место, где тот сможет найти её образ. Больной мужчина действительно обрёл икону у лесного источника и исцелился. Излеченный отставной солдат сделал сруб, опустил его в родник — и с тех пор, вот уже два века, к нему идут паломники со всей страны. А уже во второй половине XIX века при родниках (их уж стало три) был основан монастырь.
Холст отец Павел Назин тоже когда-то нашёл в храмовой сторожке (сокровищница была, а не сторожка). «Где еще мы можем увидеть образ, на котором запечатлен житель Рузаевки..?» - рассуждаем мы с отцом Павлом, и не можем дать ответ.
Необычных образов в Свято-Троицком храме много. К примеру, в иконографическом плане редкая икона – святых равноапостольных великого князя Владимира, Крестителя Руси, и великой княгини Ольги. Во-первых, они редко изображаются вместе. Во-вторых, на иконе в Свято-Троицком храме писан лик великой княгини Ольги в пожилом возрасте – так, что мы видим действительно бабушку и ее внука-крестителя, и этим подчёркивается духовная преемственность между ними.
А еще многие образы адашевского прихода явно были когда-то частью иконостасов. После реставрации отец Павел собрал из их части современный иконостас, так что он тоже является особенной святыней.
****
Здесь ещё будут продолжаться масштабное строительство, работы по благоукрашению. В мае детальное совещание по этим вопросам в Свято-Троицком храме с настоятелем провёл митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. С этого момента прошло три месяца, но даже в течение них сделано многое. К примеру, приход получил новый центральный аналой – резной и очень красивый. Был проведен наружный ремонт цоколя храма. Был очищен и покрашен свод в центральном Свято-Троицком алтаре. А чуть ранее помощники отца Павла закончили реставрацию резного деревянного киота Никольского придела. И такие работы здесь проводятся постоянно…
Но главное, что вокруг храма, который сам по себе является святыней, своим чередом продолжается обычная православная жизнь. Даже наш разговор с отцом Павлом заканчивается на том, что к нему приезжают воспреемники – мужчина и женщина, готовящиеся стать крёстными ребенка. Спешим удалиться, потому что отец-настоятель начинает долгую, обстоятельную и строгую огласительную беседу…
Сергей ЗЕТКИН