Василий Гуслянников: «Чаще всего права человека приходится отстаивать в суде»

7 декабря, 17:34

В последнее время об этом человеке местная пресса пишет нечасто. Уйдя с политической сцены республики, Василий Гуслянников возглавил организованную им общественную организацию «Мордовский республиканский правозащитный центр». В этом году МРПЦ отметил свое 20-летие. Все это время он отстаивал права человека в нашем регионе. По словам Василия Дмитриевича, оказывать помощь порой приходится людям, которые не в состоянии обратиться даже к адвокату, приходится представлять их интересы в суде.

- Участие в суде для правоохранителя – обычное дело. Особенно, если ему пришлось начинать в девяностые годы.

- Активную работу мы стали вести с самого начала, с 1996 года. При этом денег не было совершенно. Гранты, выделенные целенаправленно, стали поступать потом. Судов за это время было предостаточно, довелось изучить их практику. До этого, когда я был безработным, приходилось неоднократно обращаться в суд с исками по защите чести и достоинства. Выиграл более 30 дел. Так что к правозащитной деятельности я подошел подготовленным. Помните веерное отключение электроэнергии в Саранске в конце прошлого века? Это было одним из первых моих дел в должности руководителя правозащитного центра. В то время, когда людям месяцами не платили зарплату и горожане задерживали с квартплатой, фирма WATT произвело веерное отключение электроэнергии. Суд мы выиграли. Людям возместили моральный ущерб: выдали по 500 рублей. А тогда средняя зарплата была 2 тысячи рублей. Потом ко мне стали обращаться люди по самым разным вопросам. Особенным специалистом я стал по жилищным делам. Пример: жила семья, потом супруги разошлись, муж ушел к другой, а выписываться не хочет. Так проходит 15 лет, и все это время она платит за него за квартиру. Подаем в суд и выигрываем дело. У меня техническое образование и для пополнения законодательной базы за это время я закончил юридический факультет. После этого я могу оказывать более квалифицированную помощь, предоставлять юридические консультации. Их мы бесплатно оказываем до 200 ежегодно. А что касается судебных дел, то их приходится до 10 на год. Чтобы знать беды и чаяния народа, мы периодически выезжаем в районы республики. А заодно и консультируем. Предварительно в районных газетах анонсируется приезд правозащитного центра и недостатка в посетителях не наблюдается. Люди к нам идут со своими проблемами, и мы их пытаемся решить. Если недостаточно консультаций, обращаемся в суд, к квалифицированным адвокатам. В районах подключаются местные адвокаты, потому что я не могу приезжать, к примеру, в Зубову Поляну на каждое заседание. А в Саранске я присутствую на всех.

- А как быть людям, которым находятся в заключении? У них ведь тоже нарушаются права довольно часто.

- В местах заключения я бываю постоянно, так как уже третий созыв являюсь членом Общественной наблюдательной комиссии Мордовии. Несколько слов о создании этой структуры. Еще десять лет назад, мы, российские правозащитники и представители ФСИН ездили в Англию с целью обмена опытом. Там прошлись по тюрьмам, познакомились с содержанием заключенных. И там впервые столкнулись с системой наблюдения, которая в Англии функционирует уже 200 лет. Федеральные депутаты, бывшие с нами, задались целью создать такую же и у нас. В результате появился соответствующий закон об общественных наблюдательных комиссиях, действующий по сей день. В соответствии с ним, члены ОНК избираются на три года. Они обладают правом посетить колонию любого типа, тюрьму, СИЗО, предупредив об этом лишь за пять минут до прихода. Могут встретиться с заключенными, поговорить, выслушать жалобы.

- Видимо, у них жалоб немало.

- Некоторые заключенные пишут нам письма. Жалуются на плохое содержание, питание, которое оставляет желать лучшего. Когда я приезжаю, то вижу: условия нормальные, кормят лучше, чем иных на воле. А пишут зачастую, чтобы «насолить» руководству, охранникам. Я заявляю ответственно, что обстановка в местах не столь отдаленных стремительно меняется. Улучшаются условия пребывания, работы, питания. В рацион заключенных стали входить даже куриные яйца. Показатель: если после обеда на столах остается хлеб, значит, кормят хорошо. Резко уменьшилось количества рецидива у людей, которые освободились недавно. Изменяются в лучшую сторону районные изоляторы. По своему сегодняшнему уровню они равняются хостелам, а в скором будущем они будут соответствовать международным правилам.

За время своей деятельности центр неоднократно получал гранты от федеральной власти. Обычно они целенаправленные, прошлогодний поступил на проведение работ по проекту «ВЫСТОЯТЬ В 2016».

Суть проекта заключается в мониторинге прав человека в нашей республике в местах принудительного содержания (колониях, следственных изоляторах системы исполнения наказаний, изоляторах временного содержания). Когда они после освобождения приходят ко мне, им оказывается небольшая материальная помощь, выдается продуктовый набор на 1 тысячу рублей. По возможности помогаем с трудоустройством. Не всегда выходит по специальности. Успешно удается устроить представителей рабочих специальностей, спросом пользуются сварщики, столяры, плотники. Всегда можно устроиться дворником. Как показывает практика, 1/3 освобожденных, спустя время вновь попадают на зону (в принципе, как и в странах Запада). Преступления самые разные. Много воровства. А у женщин больше половины составляют убийства (как правило, сожителей, когда те лишком пристают) и перевозка наркотиков. А суть названия проекта «ВЫСТОЯТЬ В 2016» заключено в пожелании тем, кто вышел из заключения - не вернуться туда вновь! Это очень сложно, адаптироваться в новой жизни, но стоит постараться. Выделяются гранты и по правам детей. Мы выезжали с проверкой и в детские дома. Нынешнее состояние там тоже неплохое, у многих в пансионатах жизнь лучше, чем дома.

- Но иногда люди даже жалобу написать не в состоянии. Они не понимают, что их права нарушается, порой достаточно грубо. Речь идет о пациентах психиатрических больниц. С них (вернее, с их родных и близких) взимают плату за стационарное лечение. Иногда на это уходит полностью пенсия.

- Возможно, иногда деньги пытаются брать, объясняя улучшением инфраструктуры больницы, условий лечения. Но платить в любом случае не следует. За свои права надо бороться. Можно обратиться в прокуратуру, обрисовать факты, чтобы пришли и проверили, и если такие случаи подтвердились, привлекли к ответственности.

- Василий Дмитриевич, Вы - руководитель общественной организации, денег у которой по Вашему признанию, не было. Лишь целенаправленные гранты. На что Вы жили все это время?

- Параллельно с правозащитным центром я стал руководить Территориальным фондом социальной поддержки населения. История с этим фондом довольно забавная. Приказ о его создании я подписывал в 1992 году, еще будучи Президентом республики, а в 1996 году Глава Мордовии Николай Меркушкин предложил мне его возглавить. В настоящее время этот фонд – одно из подведомственных подразделений республиканского министерства социальной защиты населения. В моем случае деятельность правозащитного центра и фонда поддержки населения нередко пересекаются, дополняют друг друга. Необходимо помочь и тем, и другим.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

Загрузка...


Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Банк Хлынов снова в списке самых надежных банков страны
Инфо-РМ

Видео дня





Доска объявлений.jpg