Надежда говорит, что вышивать любила с детства по примеру мамы. Историей и техникой мордовской вышивки заинтересовалась, когда двоюродную сестру – тоже известную в Ичалковском районе вышивальщицу – попросили отреставрировать старинное платье, созданное 300 лет назад. Вышивка на нем была частично утеряна, воссоздавали ее с помощью остатков рисунков, тематических книг. Когда справились, получили новый заказ – сшить платье уже из современной ткани и вышить его с использованием национальных узоров. Нарядом заказчица осталась довольна, а Надежда все больше и больше увлеклась именно мордовской вышивкой, со временем начала создавать не только платья, но и традиционные украшения – сюлгамо и пулаи.
Сюлгамо – это булавка, которой платье скрепляется на груди, на нее навешивается множество бусин, ракушек, различных кованых элементов. Непременный атрибут мордовского наряда – пулай, который надевали на пояс. Он тоже украшался монетами, бусинами, бисером и конскими хвостами, поэтому в народе говорили, что «мордовку сначала слышно, а потом видно».
Сейчас Надежда даже не может подсчитать, сколько платьев создала за годы, что увлекается вышивкой. Индивидуальный вышитый мордовский костюм есть у каждого члена ее многочисленного семейства, в котором четверо детей и больше десятка внуков, снохи, зятья. Причем это не всегда традиционное платье или рубашка – иногда вполне себе современный костюм, самое главное – чтоб вышивка была эрзянской, без отступа от принятых канонов.
На одном платье она может расположить семь различных техник, вышивает рушники, различные украшательские элементы. Ее изделия увозили в самые разные регионы от Красноярска до Мурманска, а в Самаре платье «володинской» вышивки используется как экспонат в Центре дружбы народов.
Вышивальщица говорит, что занятие ее очень непростое и кропотливое, но приносящее удовлетворение, ведь глядя на ее наряды, даже молодежь начинает гордиться мордовской культурой.