Кто бы ни входил в храм – прихожанин, не пропускающий служб, или человек, робко делающий первые шаги внутри церковной ограды – цветочное обрамление чтимой иконы в праздник, нежные благоухающие гирлянды по иконостасу и, тем более, розетки роз, невиданным образом закрепленные на высоте вкруг на паникадиле – такая красота восхитит любого. Со вкусом, со знанием дела установленные цветы в храме в праздничный церковный день добавляют радости и трепета на душе… Как же точно «остатками Рая на земле» называли цветы святитель Феофан Затворник и праведный Иоанн Кронштадтский!
Из месяца в месяц цветочное украшение храмов на многих приходах Саранской епархии становится всё изысканнее, всё тоньше, всё благолепнее. Это дело ответственное и требующее подготовки. Где она происходит? Где готовят храмовых флористов? И вообще, что это такое – храмовая флористика?
«Это - искусство, это - свежесть и благоухание цветов, это - возможность содействовать праздничному богослужению творческим трудом, это - дар настоящей красоты, это - возможность реализовать свой Господом дарованный талант в Церкви», - говорят учащиеся и выпускники центра храмовой флористики, который фактически образовался и успешно действует на приходе в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на улице Косарева в Саранске. Этот храм в последние годы постоянно строится, благоустраивается и становится духовным ядром густонаселенного спального района. Здесь реализуются множество серьёзных дел. Центр храмовой флористики и «цветочная» школа для пополнения в рядах церковных флористов – одно из них.
***
С раннего детства будущая матушка Дарья Дрога – супруга настоятеля иерея Пантелеимона Дроги - ходила в храм. Её бабушка занималась оформлением одного из московских монастырей, и внучка стала ей помогать, с каждым годом всё больше и больше втягиваясь в это необычайно красивое дело. Появилось желание овладеть им так, чтобы можно было украшать церкви самой…
- Сейчас информацию для начального уровня при сильном желании можно найти самостоятельно – доступны онлайн-курсы, видеоуроки. Тогда всего этого не было. И я отучилась на двухгодичных курсах по церковной флористике при храме Святителя Николая в Измайлове. Программа была насыщенная – и с серьёзной теорией, и с практикой на московских и подмосковных приходах и в монастырях, - вспоминает матушка (кстати, несмотря на её продолжительную деятельность церковного флориста в Саранской епархии, самой запомнившейся работой пока также является та, что случилась на учебной практике. Это был монастырь во Владимирской области – престольный праздник, сложная задача, огромное количество цветов, почти двадцать профессиональных флористов. Впрочем, и уже от самостоятельной масштабной работы в Мордовии впечатлений тоже много – к примеру, от подготовки кафедрального собора к августовским Феодоровским торжествам).
Педагог по университетскому образованию, матушка Дарья Дрога смогла в Саранске реализовать и совместить свои профессиональные навыки и стремление к прекрасному, организовав на базе прихода в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» школу храмовой флористики.
- Да, сама я когда-то училась этому искусству несколько лет, а на нашем приходе занятия длятся всего полтора-два месяца, - объясняет матушка Дарья. - Мы продумывали, как можно сделать наши уроки концентрированными, интенсивными, чтобы выпускник смог как можно скорее приступить к этой красивой и ответственной работе. И в итоге выделили основные моменты, с которыми церковный флорист сталкивается при оформлении храма перед практически каждым большим праздником. Это, в основном, практика: как создавать эскизы, высчитывать количество материала; как изготовить и закрепить подложки на аналой, лекала на Плащаницу, Крест; как собирать каркас из подручных материалов; как научиться собирать композицию на оазисе; как плести из цветов; как украшать аналойную икону; как работать с цветами, чтобы продлить им жизнь, и многое другое.
Но и совсем без теории не обойтись. Нужно знать традиции храмового украшения, жития святых, ориентироваться в цветах церковных праздников, говорит матушка. Так что занятия становятся насыщенными, яркими, разными, непохожими друг на друга.
Иерей Пантелеимон Дрога, приводя в пример супругу, отмечает, что одних курсов всё равно будет недостаточно:
- Матушка отучилась два года, а потом долгие годы постигала церковную флористику на своём приходе в честь Святой Живоначальной Троицы в Подмосковье (кстати, мы там и познакомились: это было подворье Николо-Перервинского монастыря, а я учился в семинарии при нем и исполнял послушание водителя. Помню нашу встречу: я приехал на подворье, а матушка плела венок). Это долгий процесс. И – самое главное – нужно ощущать в себе это призвание. Можно научиться флористике, как, к примеру, учатся люди для работы в цветочном магазине. Но церковный флорист должен понять для чего, для КОГО он это делает. А делает он это для Бога. Это – служение.
При разговоре с отцом Пантелеимоном и матушкой Дарьей становится понятно, что термин «цветочная школа» не совсем правильный. В украшении храмов используются не только цветы, но и трава, ветви, листья, ягоды, шишки, колосья и многое другое.
Кстати, в этом плане важны ещё два момента. Первый – наиважнейший, богослужебный: цветы и другая красивая растительность, как бы прекрасны ни были, всегда второстепенны.
- Мы украшаем ими храм для выражения любви и преклонения перед Господом, - объясняет матушка Дарья. – Главное – это молитва. Икона, которую обрамляют цветы, важнее их самих. Это главная особенность, которая отличает храмовую флористику от других видов цветочных оформлений и украшений.
Матушка рассказывает, что по этой причине на занятиях в их школе важное значение уделяется колористике. Воспитанники изучают цветовой круг Иттена — схему, объединяющую цвета в определённом порядке. Она нужна, чтобы быстро подобрать цвета, подходящие друг другу, и потом использовать их в работе. Кроме цветов важен и аромат: он не должен быть навязчивым и резким. Поэтому, например, такой важный цветок, как лилия, символизирующая чистоту и подходящая для Богородичных праздников, используется строго определенных сортов.
Второй момент – утилитарный. В церковном оформлении важна не роскошь, а именно красота, поэтому один из уроков по церковной флористике при храме на Химмаше посвящен тому, чтобы научиться украшать храм достойно с минимальным бюджетом. Это интересная задача, которая позволяет подключить воображение. Флористу всё равно придётся думать, какие нестандартные элементы использовать в композиции.
- Мы, например, как-то попросили нарвать пионов и листьев малины, и из этого получилась красивая арка, - говорит настоятель, а потом добавляет: - Церковный флорист должен быть готов к тому, чтобы лужайкой полевых цветов достойно украсить аналойную икону.
Настоятель и его матушка приводят в пример множество подобных ситуаций: зимой, перед Рождеством Христовым, зелени нет, но можно заранее заготовить сухоцветов и шишек; или перед Днём Святой Троицы (кстати, самый «растительный» праздник) отец Пантелеимон с супругой поехали за город собирать люпины, а вернулись в результате с целым набором дикоросов, которыми потом успешно дополнили композиции в храме Казанской иконы Божией Матери и храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Однако, среди растительности есть своеобразная «иерархия». Цветы первого ряда – «царственные», например, роза или лилия. Далее - чуть менее значимые, например, гвоздики. И третий эшелон – мелкие цветы. Можно ли ради экономии создать композицию целиком из мелких цветов?
- Нельзя. Такая экономия неоправданна, - отвечает матушка Дарья, а потом напоминает слова настоятеля: - Мы делаем это для Бога. А для Бога – всё самое лучшее. Цветы всех этих трёх рядов нужны, они дополняют друг друга в общей композиции.
Благодаря этому центру прекрасное дело храмовой флористики распространяется и на многих других приходах епархии.
- Выпускники наших курсов пойдут в разные церкви, передадут свои знания, свой творческий импульс другим людям, - убеждён настоятель.
Сейчас в послужном списке отца Пантелеимона, матушки Дарьи, и тех выпускников их школы, которые стали уже достойными флористами-помощниками, есть подготовка храмов к историческим богослужениям. Одно из них и вовсе состоялось в Москве, причём его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это было великое освящение храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, Учителей Словенских, в Ростокине и Божественная Литургия, совершенная Первосвятителем на новом приходе.
Сергей Зеткин