Летчик Алексей Маресьев – настоящий мордвин

3 февраля, 19:27

Когда начинаешь писать о знаменитых людях мордовской национальности, открываются любопытные факты. Мордовские корни порой оказываются у тех, кто сам того не подозревал. По данным некоторых исследователей мордвином был и легендарный комдив Василий Чапаев, и писатель, режиссер и актер Василий Шукшин (кстати, людей с такой фамилией, действительно много среди мокшан). Делаются предположения о мордовской принадлежности светил отечественной словесности Максима Горького и Сергея Есенина.

Что летчик Михаил Девятаев, совершивший геройский «побег из ада», - мордвин и наш земляк – общеизвестный факт. «Мордвин» - был его позывным во время войны. По словам сослуживцев, «мордвин» никогда не подводил. Но мало кому известно, что фамилия у героя вначале была Девятайкин (именно она и по сей день распространена в Краснослободском, Атюрьевском и Торбеевском районах Мордовии). И он сам рассказывал, как при оформлении документов, какой-то специалист из-за недостатка грамотности совершил ошибку.

А другой наш земляк - Герой Советского Союза, генерал - полковник Николай Антошкин (который родился в крестьянской семье в мордовской деревне Кузьминовка Федоровского района Башкирской АССР) в преддверии 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства готовил книгу о героях Отечества, о чем в свое время писала местная пресса. Тогда у него появились данные, что у легендарного Валерия Чкалова мать - мокшанка, а у знаменитого на весь мир Алексея Маресьева, отец - эрзя? Министр обороны СССР, дважды Герой Социалистического Труда Д.Ф. Устинов тоже мордвин, а, следовательно, мордовские гены и у его сына Н.Д. Устинова — известного радиофизика, академика и тоже Героя Соцтруда. Кстати, родился маршал в Самарской губернии в селе под названием Мокша. А всего Антошкин насчитал 5 маршалов Советского Союза с мордовскими корнями. Родина героев-летчиков Чкалова и Маресьева оказалась по соседству с Мордовией: Валерий Павлович появился на свет в селе Василево (ныне Чкаловск) Нижегородской губернии, а Алексей Петрович в городе Камышин Саратовской губернии. На сей раз мы поговорим поконкретнее о втором. О близости к герою говорят и названия сел в Чамзинском районе нашей республики: Большое Маресево и Малое Маресево, хотя сама фамилия не очень распространена в регионе, чаще попадается Мареськин. Кстати, при жизни к Алексею Маресьеву обращались с вопросом: какой он национальности, не мордвин ли? Герой считал себя русским, но допускал возможность присутствия мордовских корней.

Всесоюзную известность Алексею Петровичу принесла «Повесть о настоящем человеке» (там он выведен как Мересьев). Борису Полевому удалось из фронтовой беседы с летчиком создать книгу, ставшей настольной у нескольких поколений советской молодежи. Она воспитывала, звала на подвиг, стояла в одном ряду с романами «Как закалялась сталь» Николая Островского и «Молодая гвардия» Александра Фадеева. Произведение воспевало любовь к жизни, волю к победе. Человек ползет в лесу 18 дней по морозу. Изнемогая, стремится из последних сил. Героизм? Я думаю, что да. А потом остался без ног, но, несмотря на инвалидность, продолжал по-прежнему управлять самолетом в протезах, сражаться с врагами, побеждать их в воздушном бою. Это ли не героизм? Несомненно! Вспомните, как напутствовал его в книге Комиссар на дальнейшие свершения: «Ведь ты же советский человек! Ты должен летать». Настоящий, причем, с подлинным мордовским упорством. Все так и было, в книге мало преувеличений. Когда у Маресьева спрашивали, насколько события, описанные в книге, соответствуют действительности, он отвечал: «Процентов на 99». Увы, современная молодежь исповедует другие идеалы, у них другие объекты для подражания. Для них подходящий кумир - Гарри Поттер. И представления о героизме несколько иные.

Немного о биографии Алексея Петровича. Его отец, от которого он унаследовал упрямство и огромную силу воли, воевал в первую мировую и умер в 1919 году от ран. Его мать одна растила троих детей. После 8 классов, Алексей закончил ФЗУ, получил профессию токаря, стал работать на лесозаготовительном заводе и мечтать о небе. Увы, осталось только мечтать, ибо поступать в летное училище ему не позволяла врачебная комиссия: в детстве он переболел тяжелой формой малярии, впоследствии вылившейся в ревматизм. Его мучили сильные боли. Но стремление взлететь в небо сохранилось. И он смог-таки претворить его в жизнь. Когда Маресьев в 1934 году по комсомольской путевке приехал на строительство Комсомольска-на-Амуре, то стал посещать местный аэроклуб. В армии он служил на Сахалине, попал в Читу и оказался в школе военных пилотов, окончил Батайское авиационное училище. Войну Маресьев встретил в действующей армии. В начале апреля 1942 года произошло событие, ставшее поворотным в его жизни. На тот момент у него уже было достаточно боевых вылетов и сбитых самолетов, а в воздушном бою на Новгородщине подбили его самого. Тяжелораненый летчик покинул самолет. Он оказался на вражеской территории, в лесу и решил во что бы то ни стало добраться к своим. Ноги не слушались, и он стал ползти. 18 суток по снегу Алексей добирался до своих, ел кору деревьев, ягоды, шишки. Ему удалось выйти живым из схватки с медведем. До деревни он дополз на исходе сил, теряя сознание. Поначалу селяне боялись к нему подойти, сочли за немца. В деревне старались его выходить своими силами, но требовалось врачебное вмешательство. В госпиталь он попал через десять дней. Обмороженные ноги вызвали гангрену, и врачи вынуждены были ампутировать обе ноги. Итогом подобной операции во время войны обычно была отправка увечного солдата в тыл, сделавшая бы его обузой для близких. Подобный удел не устраивал геройского летчика, мордовское упрямство брало свое. Маресьев не хотел, чтобы его списывали со счетов, он научился ходить на протезах, тренироваться и даже танцевать. Через шесть месяцев он снова стал летать в составе гвардейского истребительного авиаполка. В июле 1943 года в воздушном бою Алексей Петрович смог прикрыть два наших самолета и сбить два истребителя противника. За этот героический поступок он получил звание Героя Советского Союза. Разумеется, он воевал и дальше, щедро рассчитывался с противником за свои утраченные в бою ноги. По данным исследователей жизни героического летчика, в целом за годы Великой Отечественной войны на счету Алексея Петровича Маресьева было 86 боевых вылетов,11 сбитых вражеских самолетов, 7 из которых - будучи уже в протезах.

Активный образ жизни Маресьев вел и после войны. Он работал, посещал бассейн, катался летом на велосипеде, а зимой – на лыжах и коньках. Говорят, что он отлично плавал, мог легко переплыть Волгу на время. С 1956 года и до конца дней Алексей Петрович занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. К своей известности он относился спокойно, говорил, что войну прошли все, многие показали чудеса героизма, но не про всех написал книгу Борис Полевой.

Кстати, Полевой интересно рассказывает о своем знакомстве с Маресьевым. В военные годы, будучи собкором «Правды», он решил написать о летчиках, отличившихся в Орловской битве. За девять дней они сбили 47 самолетов противника. Поговорив с героями, он решил остановиться на ночлег в землянке одного их них. Он описывает, как был поражен, увидев, что готовясь ко сну, человек оставил на полу свои ноги. Безногий летчик-истребитель! Тот, который только за последний день совершил семь боевых вылетов и сбил два вражеских самолета. Это было невероятным. Возникло естественное чувство журналиста написать об этом. Летчик воспринял это без особого энтузиазма: «Может, не стоит? Попадет это Геббельсу, раздует он кадило, дескать, у русских безногие воют…Фашисты на это мастера».

Но появилась газетная статья, в 1946 году вышла в окончательной редакции книга «Повесть о настоящем человеке», а в 1948 году одноименный фильм с Павлом Кадочниковым в главной роли и Николаем Охлопковым в роли комиссара Воробьева. Страна стала гордиться своим героем. По праву.

Говоря о героизме наших солдат можно опять же вспомнить Бориса Полевого, но на сей раз его записки с Нюрнбергского процесса. В ходе Международного военного трибунала, когда шел допрос нацистских преступников, Герман Геринг сказал: «Мы совершили роковую ошибку. Мы не знали советских русских. Они были и остаются загадкой. Никакая самая хорошая агентура не может раскрыть истинного военного

потенциала Советов. Я говорю не о числе пушек, самолетов и танков. Это мы приблизительно знали. Я говорю не о мощи и мобильности промышленности. Я говорю о людях, а русский человек всегда был загадкой для иностранца. Наполеон тоже его не понял. Мы лишь повторили ошибку Наполеона». Вот так немцы, возомнившие себя «расой господ», признали свое поражение. Среди них не нашлось

настоящих людей, упрямых, упертых, готовых на все, ради победы. Кстати, говорят, что упрямство – отличительная черта мордвы. Ведь есть же такое определение: «Упрямый мордвин!». Может, это качество и досталось Маресьеву от мордовских предков?!

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

(При работе над материалом использовались  интернет-источники).

Загрузка...


Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Инфо-РМ

Реклама

Рекламное объявление

АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" ИНН 7725114488

Реклама
АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" ИНН 7725114488 2VfnxwGQBJx

Видео дня





Доска объявлений.jpg