Александр Матросов - мордвин, башкир или…?

24 декабря, 12:35

Вокруг героев всегда много легенд, слухов и порой сложно отличить правду от вымысла. Взять, к примеру, тех, на которых в свое время воспитывались молодежь страны Советов: молодогвардейцев, Зою Космодемьянскую, Александра Матросова. Долгое время для оценки подвига подпольщиков Краснодона ориентиром была хрестоматийная книга Александра Фадеева. Книга хорошая, жаль только автор не все акценты расставил правильно: самым главным героем там стал Олег Кошевой, а один из подлинных лидеров молодежного движения в романе был выведен предателем. Про Зою Космодемьянскую впоследствии также вскрылось новое, неизвестное прежде. Появились разночтения и в истории Героя Советского Союза Александра Матросова. Причем, факт его подвига не подлежит сомнению. Александр Матросов геройски погиб в 19 лет, 27 февраля 1943 года, закрыв своей грудью амбразу немецкого дзота, дав возможность бойцам своего взвода совершить атаку опорного пункта. Возникли вопросы в отношении его биографии: кто он такой, откуда родом…

В настоящее время, если есть желание познакомиться с жизненным путем известной личности, следует обратиться к Википедии, ей известно все. Но в данном случае не тут-то было! Интернет содержит три различных версии биографии героя. Причем ратные пути похожи и периоды взросления. А вот детство его, с самого рождения… По официальным данным (первоначально они и были единственными), Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринослав на Украине, это ныне - город Днепр. Причем в одном случае, он происходил из зажиточной семьи и его родителя впоследствии раскулачили, а в другом – из очень бедной. Потом появились и другие сведения. Они свидетельствуют, что в 1924 году ни в одном из ЗАГСов Екатеринослава мальчик с таким именем и фамилией не был зарегистрирован.

Второй своей биографией Матросов обязан историку Рауфу Хаевичу Насырову. В своих работах, посвященных Александру, он утверждал, что в действительности нашего героя могли звать Шакирьян Юнусович Мухамедьянов. И место рождения его — деревня

Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР (ныне Учалинского района Башкортостана). Ученые сопоставили армейские снимки Александра с фотографиями юноши, найденными у жителей деревни Кунакбаево. Идентичность этих фото была подтверждена специалистами института судебных экспертиз. А свой псевдоним Матросов, как объясняют сторонники этой версии, мог выбрать сам, потому, что ему нравилась морская тематика. Итак, он башкир?

Имеет место версия и о том, что Александр Матросов родился в селе Высокий Колок Ставропольского уезда Самарской губернии (в настоящее время территория Новомалыклинского района Ульяновской области). Мать Саши, оставшись с тремя детьми без мужа, в 1935 году отдала его в Мелекесский (с 1972 года Димитроград Ульяновской области) детский дом, чтобы спасти от голода. Оттуда его перевели в Ивановский детский дом Майнского района.

В продолжение каждой из версий говорится, что в детстве Матросову (или Мухамедьянову?) пришлось сиротствовать, беспризорничать, и поэтому в итоге он оказался в детском доме. Причем обычно называют Ивановский, Майнского района и Мелекесский детские дома (оба в Ульяновской области), позже Уфимскую детскую трудовую колонию. Правда, совсем непонятно, как в два первых он мог попасть, находясь по первой версии в Украине, а по второй – в Башкирии. Кто привез маленького мальчонку в Поволжье?

И вот тут я должен рассказать о возможной связи Героя Советского Союза с Мордовией. В 2015 году к 70-летию Великой Победы в Саранске вышла энциклопедия «Война на всех одна» (автор-составитель В.А. Юрченков). В издании рассказывалось об известных Героях Советского Союза, орденоносцах, так или иначе пересекавшихся с нашим краем. Среди них оказался и Александр Матросов. Так там говорится, что в детстве он рос без родителей, беспризорничал. Далее: воспитывался в Рузаевском детприемнике, где ему и была присвоена фамилия - Матросов. Затем в Пайгармском детском доме под Рузаевкой, Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области и в Уфимской детской трудовой колонии.

В какую из версий добавить этот факт, право, не знаю. Дело еще более запуталось. Потому что в Мордовию мальчик тоже должен был как-то попасть!..

Когда я стал разбираться в этом деле, оказалось, что за право считаться родиной героя борются не три, а более регионов, спор этот давний и уже много исследователей обломали копья в бесконечной полемике. Но все-таки истина должна быть установлена, тем более в отношении Героя Советского Союза. Я тоже сделал попытку разобраться в этом вопросе. В работе мне оказали большую помощь сотрудники научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (директор Г.А.Куршева) и мемориального музея военно-трудового подвига 1941-1945 годов (директор Н.А.Кручинкин). За что им большое спасибо.

В институте объяснили, что при составлении книги «Война на всех одна» В.А.Юрченков в свое время использовал материал из книги И.П.Ениватова «Геройские звезды» (2005), у которого в свою очередь содержится ссылка на республиканскую газету «Молодой ленинец» за 1967 год. Но там же сообщалось, что документы, относящие к 1930 годам, утеряны, и поэтому нет фактов, подтверждающих пребывание Александра Матросова в Рузаевском доме ребенка, потом в детском доме.

До недавнего времени вообще не существовало ни одного развернутого жизнеописания героя. В рассказах о нем вскользь говорилось, что он родился в Екатеринославе/Башкирской АССР/Ульяновской области и потом плавно разговор переходил к делам ратным. Лишь в 2016 году вышла книга ульяновской исследовательницы Нины Дубовик «Все равно я буду человеком: возвращение домой» (к слову сказать, крошечным тиражом - 150 экземпляров), в которой изложена достаточно убедительная ульяновская («зиновражская») версия происхождения Матросова. В ней собраны документы местных исследователей, воспоминания людей, знавших Александра, как в раннем детстве, так и в последние минуты жизни. Приводится даже составленное автором генеалогическое древо рода Матросовых. Мне эту книгу дал познакомиться Николай Андреевич Кручинкин со словами: «Верить надо только фактам. А здесь они как раз имеются».

Кроме того, в этом году в авторитетном журнале «Вопросы истории» в разделе «Дискуссионные проблемы» появилась новая объемная публикация ульяновских исследователей. Среди авторов, помимо уже известной краеведа и писательницы Нины Дубовик, выступили ученые-историки Александр Кобзев и Сергей Прокопенко. Они поставили себе целью – прояснить ключевые вопросы биографии человека-символа, понять механизмы формирования мифов с помощью материалов, полученных в результатах поисков в последние десятилетия на территории Ульяновской области, а также личных архивов ряда исследователей. Авторы рассматривают пять самых известных версий места рождения Матросова на сегодняшний день, при этом отмечается, что ни одна из существующих гипотез не обладает прямыми и однозначными доказательствами. Но все же предпочтительней выглядит последняя версия, по которой родители Матросова проживали на мордовском хуторе Зин-овраг, недалеко от мордовской деревни Высокий Колок, ныне Ульяновской области. Исследователи нашли достоверные архивные данные о предполагаемых родителях Матросова и множественно косвенных свидетельств: устные опросы жителей села и предполагаемых родственников. По их мнению, отец Александра был мордвином, а мать - русская. Таким образом, с национальностью нашего героя мы разобрались. Теперь рассмотрим каждую версию рождения отдельно.

Характерен тот факт, что в первой брошюре 1943 года, посвященной подвигу Александра Матросова, где содержалась его анкета, присутствовала дата рождения 1924 год, но отсутствовало место рождения. Тем не менее, за основу была взята днепропетровская версия. Автором гипотезы стал писатель Павел Журба, автор книги «Александр Матросов». Как ни странно, с ней согласились в то время большинство биографов Матросова. В том числе и Иван Шкадаревич. Во время войны он был военным корреспондентом, и именно он сразу после боя написал о подвиге Матросова. Статья «Ценой жизни» появилась в газетах «За Родину» и «Вперед за Родину». После этого он почему-то считал себя монополистом на тему о Матросове. В его планах было также написать книгу о герое, и поэтому он живо интересовался публикациями о его жизни, появляющимися в региональных изданиях. Вдруг они смогут повредить и гипотетической версии о днепропетровском детстве Александра, в которой, он, судя по всему, все же сомневался. В то же время ульяновскому краеведу Петру Ковальчуку довелось разыскать людей, знавших Матросова, и побеседовать с ними. Полученные сведения подвергали сомнению устоявшиеся данные. В одном из писем секретарю ЦК ВЛКСМ Ковальчук писал, что новые данные позволяют утверждать, что Матросов был родом из Поволжья или из Мордовии. Шкадаревич следил за всем этим. В 1967 году после выхода в мордовской республиканской молодежке публикации о возможном пребывании Матросова в наших местах, он прислал письмо в рузаевскую газету «Заря коммунизма», в котором он просил сообщить сведения (если они имеются) о былом пребывании там Александра. Ведь в статье в «Молодом ленинце» указывалось, что он воспитывался в Рузаевском детприемнике, где ему дали фамилию Матросов, Пайгармском детском доме того же района, откуда детдом перевели в Ульяновскую область. Но документальных данных, подтверждающих этот факт, увы, не имелось. После этого Шкадаревич обратился в Ульяновский обком КПСС, чтобы проверить корни рождения Саши в селе Александровка Мелекесского и в селе Александровка Новомалыклинского районов (о чем в своей книге пишет Нина Дубовик). Уверенности утверждать это, тогда не было и поэтому Шкадаревич в своей книге «Бессмертный подвиг Матросова» оставил местом рождения героя Екатеринослав (Днепропетровск). Два года спустя он все-таки побывал в Ульяновской области на пятидесятилетнем юбилее Ивановского детского дома (куда Саша, возможно, и попал после Мордовии). Иван Иосифович знал, что в то время силами местных активистов продолжалась исследовательская работа по Матросову. На торжестве Шкадаревич стал требовать все собранные документы у Петра Ковальчука, аргументируя тем, то подвиг Матросова – это исключительно его тема. Естественно, что получил отказ, после чего пригрозил, что никто ни в одном издательстве не сможет напечатать книгу о Матросове кроме него. Так и было на протяжении ряда лет. Партийные власти даже на региональном уровне запрещали печатать в местной прессе сведения, противоречащие общепринятым. Было выгодным считать героя уроженцем родины генсека компартии страны. Но поиски родины Александра продолжались.

Конец брежневской эпохи создал условия для существования иных версий о месте рождения Матросова. По одной из них следовало, что он - башкир по национальности Шакирьян Мухамедьянов. Ульяновские исследователи в журнале «Вопросы истории» рассказывают, как башкирский журналист Рауф Насыров поступательно разрабатывал эту тему. Сначала в газете «Советский Башкортостан», потом в своей книге предложил еще одну версию места и даты рождения Матросова. В 2000-х годах началась активная популяризация башкирской версии в региональных и центральных газетах, в научно-популярных и энциклопедических изданиях. До сих пор эта версия в Интернете является одной из основных, более значимой, чем первоначальная, днепропетровская. Согласно ней, он – уроженец д. Кунакбаево Учалинского района Башкирской АССР. Доказательства приводились основательные, вплоть до внешнего вида: он сбыл смуглым и казался более похожим на азиата, чем на представителя славянской национальности. Мать его рано умерла, отец женился во второй раз, и где-то в 1934 году мальчик покинул деревню, то ли мачеха его отвезла в детский дом. Свои данные он поменял якобы из национальных предубеждений, свойственных воспитанникам детских домов по отношению к нерусским беспризорникам. Впоследствии, он вроде бы два ли три раза бывал в деревне, рассказывал, как учится в Уфе.

Стоит отметить, что публикации Насырова вызвали в свое время большой резонанс. Было много несогласных с его версией. Указывали на явные несоответствия: никто из однокашников по воспоминаниям не упоминал, чтобы Матросов говорил на башкирском языке. В то время как, овладение чистым русским языком для выходца из национального села в относительно короткое время было невозможным. Кроме того, если предположить, что в 1934 году Шакирьяна в Мелекесский детский дом отправила мачеха, то зачем ей надо было ехать для этого за 630 километров из Кунакбаева в Мелекесс?! Ведь были детские дома и ближе, и не один.

Как считают исследователи, «в воспоминаниях, которые Насыров приводит по Ивановскому детдому, нет ни одного факта, подтверждающего башкирское происхождение Матросова. И это касалось не только внешности, родного языка. Совокупность всех разночтений и противоречий дает основание считать Мухамедьянова и Матросова разными людьми. Эта гипотеза, как и «днепропетровская» версия не подкреплена прямыми и однозначными свидетельствами. Автор располагает только противоречивыми, косвенными материалами, подтверждающими лишь существование уроженца д. Кунакбаево Шакирьяна Юнусовича Мухамедьянова, однако нет серьезных оснований считать его Александром Матвеевичем Матросовым».

«Зиновражская» версия то забывалась, то возникала вновь. В очередной раз она была реанимирована усилиями Нины Дубовик. Повторяюсь, но она совершила действительно титанический труд, собрав большую массу материала, посвященного Александру Матросову. Она просмотрела горы архивных документов, множество различных метрических книг, помимо этого разговаривала с многими людьми, которые действительно знали его. Знали и помнили. И если сведения, почерпнутые в предполагаемом месте его рождения, могут показаться спорными, то подвергать сомнениям воспоминания его друзей по Ивановскому детскому дому я бы посчитал совершенно неправильным. Они представляют несомненный интерес для изучения его жизненного пути, его становления. К примеру, многие Сашины ровесники рассказывали, что он очень тосковал без родителей. Есть воспоминания Лавровой, его подростковой любви: «Матросов как-то сидел, задумавшись, я подошла к нему, спрашиваю, что с ним. Он посмотрел на меня тоскливо и говорит: «Хорошо вам, а я даже родителей не знаю. Говорят, что мать русская, а отец мордвин или чувашин. Значит, я нацмен?». Об этом же говорил и Ф.Хасанов: «Бывало, ляжет на спину и начинает говорить, как бы он плавал по морю, как бы встретился с отцом и матерью, которых он совсем не знал». Его воспитатели по Ивановскому детдому вспоминают, что свое знакомство с детдомом он начал с кузницы, которая располагалась на территории, ему показалась, что молотобоец там творит чудеса и он хотел так бы. Саша был физически крепким парнем, но никого никогда не обижал. Занимался спортом, никто лучше него не мог сплясать «яблочко», любил читать, нравились: «Чапаев», «Как закалялась сталь», «Спартак», «Овод». Любимыми были книги о море. Хотел стать матросом, мечта созвучно сочеталась с его фамилией. Может и стал бы моряком, а может кузнецом. Или другая профессия, где нужны сила и мужество, привлекла бы его.

В заключение, ученые мужи пришли к выводу, что на протяжении десятилетий на смену одним версиям приходили другие, но некоторые вопросы жизни Матросова все также продолжают оставаться без ответов. Ни одна из возникающих версий не располагает прямыми и неопровержимыми доказательствами того, где именно родился Александр Матросов. Расследования продолжаются.

Справедливости ради надо отметить, в жизнеописании Александра Матросова корректировке подвергались и известные данные. А именно, день совершения подвига, который имел и пропагандистское значение. В советской литературе он стал символом мужества и военной доблести, бесстрашия и любви к Родине. По идео­ло­ги­че­ским соображе­ни­ям дата по­дви­га была пе­ре­не­се­на на 23 февраля и при­уро­че­на ко Дню Красной Армии и Флота, хотя в имен­ном спис­ке без­воз­врат­ных по­терь 2-го от­дель­но­го стрел­ко­во­го ба­та­льо­на Алек­сандр Мат­ро­сов за­пи­сан 27 фев­ра­ля 1943 года вме­сте с ещё пятью крас­но­ар­мей­ца­ми и двумя млад­ши­ми сер­жан­та­ми, А он и на фронт-то попал толь­ко 25 фев­ра­ля.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

(При работе над материалом использовались книга Н.А.Дубовик «Все равно я буду человеком: возвращение домой», исторические исследования П.К.Ковальчука, Н.А.Дубовик, А.В.Кобзева, С.А. Прокопенко и интернет-источники).

Загрузка...


Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Инфо-РМ
Банк Хлынов снова в списке самых надежных банков страны

Видео дня





Доска объявлений.jpg