Валерий Юрченков о пламенных борцах, мошенниках от революции, белогвардейцах в Больших Березниках и создании Башкирской республики в Саранске

15 марта, 15:06

В этом году исполняется 100 лет с момента двух революций в истории нашего Отечества: Февральской и Октябрьской 1917 года. Вторая из них коренным образом изменила жизнь наших сограждан. Существует мнение, что те революции, как и историческая ломка, происходили, в первую очередь, в центральных городах России: Петрограде и Москве, а провинция прониклась революционным духом гораздо позже, ее миновали исторические потрясения. С тем, что в нашей глубинке тогда царили лишь тишь да гладь, в корне не согласен доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор НИИ гуманитарных наук при Правительстве Мордовии Валерий Юрченков.

- Спокойствия в то время, пожалуй, не было нигде, и наш регион оказался также вовлечен в революционный водоворот. Те события прошли не без участия наших земляков. Пожалуй, самый знаменитый из них – Тимофей Кирпичников, уроженец села Дмитровка Саранского уезда. Он - участник Февральской революции, солдат революции номер один, как назвал его руководитель Временного правительства Александр Керенский. Унтер-офицер Волынского кавалерийского полка. Носил кличку «Мордобой» за достаточно жесткий характер, тогда ему было всего 24 года. 26 февраля волынцы жестоко подавили демонстрацию, потом всю ночь обсуждали это событие и на иконах поклялись, что стрелять больше в демонстрантов не станут. А когда утром пришел штабс-капитан Лашкевич и пытался их переубедить, Кирпичников его застрелил. После этого ему удалось поднять солдат на помощь революционно настроенным массам. Позже к ним присоединились и другие части Петроградского гарнизона. Накануне Керенский заявил, что революция погибла, а после того, как волынцы перешли на ее сторону, положение поменялось в корне. Наш земляк получил Георгиевский крест на красной ленте, что являлось первой наградой Временного правительства. В придачу он был произведен в чин подпрапорщика. Не будь Кирпичникова, все могло бы пойти по-другому, и история получила бы иное направление. Награду ему вручал первый революционный генерал Корнилов, пути которого впоследствии разойдутся с Керенским. Октябрьскую революцию Кирпичников не принял, он стал офицером, человеком иной касты, другого сословия и не в его интересах было вставать на сторону голытьбы. Он бежал из столицы. Многие считали, что на Дон, а на самом деле, сюда, на родину. Здесь он принял участие в восстании в селе Лада (недавно появилась возможность опубликовать материалы его допроса в связи с этими событиями). Уже потом он отправился на Дон. Явился к полковнику Кутепову, стал козырять тем фактом, что Февральская революция началась именно с него. Кутепов дал команду его расстрелять.

Надо отметить, что Февральская революция довольно быстро стала достоянием народных масс и направилась в глубинку. Когда Временное правительство ослабило удила, это привело к тому, что крестьяне стали сами принимать решения о своей судьбе, о земле, помещичьих имениях. Они получили свободу: перестали платить налоги, перестали вообще взаимодействовать с властями, со своими бывшими хозяевами могли расправиться самым жестоким образом. Наш земляк Роман Гуль, закончивший свои дни в США, в своих воспоминаниях описывал, как разграблялись имения саранских помещиков и купцов, в том числе и его собственное. Новой власти потом на протяжении всего 1918 года приходилось эту крестьянскую стихию вводить в специальные рамки. Первые постановления советской власти преследовали цель, прежде всего, установить порядок. После этого крестьянство оказалось вновь в условиях государственного подчинения. Так было везде, в нашей местности, как и по всей России, крестьянство составляло большинство населения.

- Когда новая власть пришла в Мордовию?

- Необходимо отметить, что в то время нашей Мордовии еще не было, и сегодняшняя ее территория распределялась по близлежащим областям. В конце ноября – декабре 1917 года здесь стали возникать первые большевистские организации. И вслед за столицей они поставили перед собой цель - установление власти. Что характерно, в разных документах дата установления Советской власти у нас разнится. Что считать установлением? Тот момент, когда здесь появились соседи из Пензы и провозгласили в Саранске советскую власть. Другое дело, когда фактически эта власть установилась. И третье – когда она юридически оформилась и прошел уездный съезд Советов и был избран исполком и местное правительство. Надо отдать должное, что люди тогда бредили мировыми категориями. В уездах создавались не только отделы труда, земледелия и здравоохранения, но и (как в Рузаевке) наркомат иностранных дел. Каждый уездный город тогда представлял себя как небольшая республика, и все это стало ликвидироваться в 1919 году, когда НКВД, который ведал народным строительством, решил упорядочить вертикаль власти, структуру советских органов, определил: сколько и куда надо выбирать, от какого количества народа и как эти выборы проводить. НКВД – в то время пока еще совсем не страшный орган, как в 1937-ом. Репрессивным аппаратом в те времена была ЧК. В нашем городе тогда было очень много иностранцев. Тут и латыши были, и чехи, и болгары, и китайцы. Это военнопленные первой империалистической войны, которые после революции 1917 года перешли на сторону Советов. Они были не только в Саранске, но и в Рузаевке, и в Ардатове. Тут в свое время, в Тургеневе Ардатовского района сидел попавший в плен будущий вождь югославского народа Иосиф Броз Тито. Рабочих рук тогда было мало, и он работал на мельнице. Революция, а потом и гражданская война, стала тем временем, когда перед нашей провинцией стоял выбор: либо быть с центром, где власть захватили большевики, либо с периферией, то есть с белыми. Выбор был сделан в пользу центра, между тем, на сторону периферии склонились тогда Сибирь, Дальний Восток, юг России, из наших соседей – Самара.

Очень интересное время! Выход народной энергии, порой, порождал и пену. Появлялись очень удивительные личности на исторической сцене, которые не могли бы реализоваться в другое время. Например, Дель, председатель Саранской чрезвычайной комиссии, организатор Красного террора в регионе. Это латыш, один из руководителей латышской дивизии, принявшей самое активное участие в восстановлении советской власти в Мордовии. Он и Ленину писал, зафиксирован в переписке вождя. Как он развлекался: выходил на берег Инсара, очередь из пулемета выпускал по гусям. Затем бойцы собирали убитых гусей, и устраивалась гулянка. Местные жители, саранские обыватели, разумеется, были возмущены происходящим и неоднократно писали жалобы на этого руководителя, но тщетно. Потом ситуация все же переломилась, его арестовывают, отправляют в Пензу и расстреливают за дискредитацию Советской власти.

Или Виталий Иванович Лебедев, тот и вовсе уникальный человек. Он в Темникове устанавливал Советскую власть, а затем возглавил ее. Иные люди, когда дорываются до властных рычагов, то начинают творить, что хотят. Могут пить, гулять. Так и тут. Но наступило время, когда у темниковского руководства закончились деньги. Последовало заседание партийного комитета, исполкома и выносится решение: отправить ходока в Москву, в наркомфин, чтобы выбил необходимые средства. Оправили Лебедева. В столице он попал на прием к Свердлову, тот выслушал его и позвонил Ленину. После этого у Лебедева состоялась беседа с вождем, после чего последовал звонок руководителю наркомфина: выдать В.И.Лебедеву из Темниковского уезда Тамбовской губернии 1,5 миллиона рублей ссуды, Мотивировкой для вождя послужил увлекательный рассказ Виталия Ивановича о том, что во всем Темниковском уезде успешно побежден кулацкий класс. Ходок с деньгами вернулся в свой город. Гулянки темниковского руководства продолжились. Возмущенные жители, как и в предыдущем случае, писали обличительные письма, пока в Темников не нагрянул отряд губернской ЧК. Лебедев первым понял, что дело плохо и уехал командовать полком на Южный фронт. Всех его собутыльников расстреляли чекисты из Тамбова с той же формулировкой: за дискредитацию Советской власти. Когда в 1957 году широко отмечалось 40-летие Октябрьской революции, этот пламенный большевик вновь обратил на себя внимание. Как оказалось, он остался жив и здоров, жил в Москве, был персональным пенсионером союзного масштаба, а «прославился» Лебедев вновь тем, что опубликовал воспоминания о том, как устанавливал Советскую власть в Темникове. Он до конца жизни пользовался уважением и был похоронен с соответствующими почестями. Думаю, что человек, подобный этому, мог появиться только в те смутные времена.

- Приведенных персонажей сложно назвать пламенными борцами за Советскую власть. Наверняка были и другие.

-Разумеется, причем, настоящих борцов за идею было больше. Например, Шербадан Нариманович Ибрагимов, начальник мобилизационного отдела первой армии восточного фронта, который в 1918 году базировался в Саранске. Он был кристально чистым коммунистом, не спал, формируя новые части. Военкоматы в то время не справлялись, а люди не шли на мобилизацию, прятались. Первой армией в то время командовал Михаил Тухачевский. Кстати, здание, где располагался этот штаб, в Саранске сохранилось до сих пор. Сейчас в нем находится музей мордовского искусства. После гражданской войны Ибрагимов работал во ВЦИКе, наркомате в Москве, на руководящих постах в Татарстане. И везде полностью отдавался работе. Благодаря таким людям большевики и одержали победу. Почему в гражданской войне победила полунищая Красная армия, а не белые?! Потому что большевики готовы были принести себя в жертву ради мировой революции, а белые, особенно в 20-е годы, уже не очень-то хотели собой жертвовать, движимые либеральными идеями.

- Как Советская власть отразилась на жизни наших земляков?

- Первоначально было очень тяжело, особенно в 1918-1919 годы. Потом был голод 1921-1922 годов. А вот во времена НЭПа, модернизации, в начале индустриального строительства все стало меняться коренным образом. Это было характерным для всей страны. Чем интересен был НЭП в Саранске? Были частники, торговцы, лавки. Но многие деятели уездного масштаба, коммунисты восприняли НЭП как предательство, заметили противоречие в политике партии. И надо иметь в виду, что НЭП для нашего края многого не дал. К урожаю уровня 1913 года (принятого считать эталонным) Мордовия могла приблизиться только в 1927-1928 году. Особой промышленности здесь не было, процветало кустарное производство. Да и Мордовию воспринимать как единое целое еще нельзя, она разделена между разными областями и многое, что тут производилось, определялось в Тамбове, Нижнем Новгороде и т.д. Уездные города в то время находились в достаточно забитом состоянии. Хоть Саранск и считался вторым городом в Пензенской губернии, а значимость он приобрел после того, как здесь появилась железная дорога. А раньше крупными экономическими центрами здесь считались Краснослободск и Темников, которые принимали участие в развитии судоходства по Мокше. Рузаевка стала развиваться также с появлением железной дороги. В свое время Рузаевка боролась за право стать столицей республики, наравне с Саранском. При этом рузаевцы выдвигали такие аргументы, что Саранск провинциальный купеческий город, где существуют контрреволюционные гнезда, а Рузаевка – это пролетарский центр, где преобладает рабочий класс и именно здесь начиналась революция. В связи с этим долгое время были колебания у властей в Москве. Но, в конечном счете, Саранск победил.

Разумеется, если бы не революция, то Мордовии в ее современном понимании вообще бы не было. Появление нашей республики, как и остальных подобных субъектов, стало результатом реализации ленинской национальной политики. Это все прекрасно понимают, хотя об этом теперь не принято говорить. Вождь мирового пролетариата в одной из своих работ писал: «Надо притягивать на свою сторону национальности, надо им обещать свои автономии». Первое обещание было дано башкирам в 1919 году. Ведь они вначале воевали на стороне Колчака, и эффективно показали себя на южном фронте. И вдруг Ленин заявляет о том, что башкирам необходимо дать свою государственность. После этого вся Башкирия переходит на сторону Советской власти и оголяет колчаковский фронт. Для Колчака это явилось ударом, ему нечем было заткнуть эту брешь. Кстати, первое правительство Башкирии создавалось в Саранске в августе 1919 года, когда регион находился под властью белого адмирала. Здесь же размещалась башкирская дивизия.

- И все это в периферийном Саранске?..

- Следует учесть, что в Саранске перед гражданской войной были построены достаточно хорошие казармы, это был город с чистой рекой. Как писали в отчетах офицеры Генерального штаба, «…воды здесь хватит на три-четыре полка». В Саранске 90 тысяч жителей, а в годы первой мировой или гражданской войн здесь численность населения вырастала вдвое, а то и больше, за счет военных. Во время гражданской здесь базировались три крупных воинских формирования. Кроме того, продовольственная база Саранского уезда могла прокормить эту массу людей. Это тоже учитывалось. Все это позволило Саранску стать в то время одним из мобилизационных центров страны.

- Как сложились судьбы наших земляков, которые принимали участие в революционных событиях 1917 года и последующей гражданской войне?

- Судьбы у всех складывались по-разному. К примеру, знаменитый Тимофей Васильев, один из первых мордовских судей, председатель Верховного Суда Мордовии. В годы гражданской он воевал в Сибири, после нее участвовал в национальном движении за создание республики, потом пошла судебная карьера. Перебрался в Москву, был направлен на дипломатическую работу, работал в Лондоне. Затем был репрессирован. Теперь пример из другого лагеря: Роман Гуль. Помещик, у него было имение в Саранске. Был на фронте во время первой мировой войны, далее воевал на Украине на стороне белых. Потом разочаровался во всем, уехал в Германию, стал заниматься литературой, писать книги. Его четырехтомные воспоминания об эмиграции пользовались большой популярностью. Перебрался в США, жил спокойно до 80-х годов. Или Демидов. Он был депутатом Государственной Думы. Фундамент от его имения в Темникове сохранился до сих пор. В гражданскую воевал на стороне Деникина, уехал в эмиграцию, обосновался во Франции. Стал помощником Милюкова, выпускал его знаменитые журналы, дружил с русскими эмигрантами, особенно их творческой частью. Умер в 1944 году в Париже. Или Петр Бусыгин, который командовал Саранским горисполкомом в годы войны. Перебрался в Пензу, работал на руководящих постах. Переехал в Москву. В 30-х также был репрессирован. Так что судьбы наших земляков были неразрывно связаны с общими процессами, которые шли в стране.

- Новая власть была беспощадна к врагам революции. Но при этом далеко не все, воюющие по другую сторону баррикады, были уничтожены. Некоторые заканчивали жизнь довольно сносно, к примеру, в доме престарелых села Большие Березники. Каким образом пленные белогвардейцы попали в Мордовию?

- В Большие Березники попадали не просто белогвардейцы, а белые офицеры. Многие из тех, кто отсидел положенный срок в 5,10,15 лет, были уже в солидном возрасте и уже не могли работать. Выпускать их не выпускали, и в системе ГУЛАГа были созданы специальные подразделения для престарелых заключенных. По сути дела, их привозили туда умирать. Одна из таких точек была в Больших Березниках. И там находились не только белые офицеры, были и эсеры, и кадеты, представители тех партий, которые составляли оппозицию большевикам. Уже после Отечественной войны там находились престарелые немцы, финны, попавшие в плен. Есть легенда, что там была секретарша Гитлера. Когда это контингент умирал, других туда не посылали. А потом этот дом был выведен из-под ведения силовых структур. Документов, к сожалению, с тех времен никаких не сохранилось.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

 

Загрузка...


Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Банк Хлынов снова в списке самых надежных банков страны
Инфо-РМ

Видео дня





Доска объявлений.jpg