Виктор Махаев о воссоздании Саранской крепости, о будущем саранских «хрущевок» и прозрачном здании для республиканских чиновников

7 марта, 14:32

Мой сегодняшний собеседник, наверняка, знает досконально историю мирового и отечественного зодчества, науку проектирования и строительства новых зданий. На любой вопрос градостроительства у него готов ответ и свои предложения. Поэтому и представить его хочется со всеми регалиями: Виктор Борисович Махаев, кандидат искусствоведения, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, заведующий кафедрой архитектурного проектирования и дизайна, профессор Национального исследовательского Мордовского государственного университета, член ИКОМОС и Союза архитекторов России.

Наш разговор пошел о небывалом размахе строительства, отмеченном в Саранске в последнее время, когда активно строятся объекты соцкультбыта и спорта, растут жилые массивы. Сначала мы готовились встретить Тысячелетие единения мордовского народа и народов Российского государства, сейчас идет подготовка к чемпионату мира по футболу. Гостям нравится столица Мордовии. Но, к сожалению, здесь мало исторических памятников. Между тем, наш город с богатой историей, вся беда в том, что его былое величие до нас не дошло. Не сохранилось. Свыше двух веков назад украшением Саранска был кремль, здесь находилась крепость. Да-да, кремли раньше были не только в Москве, Казани и других русских городах, был он и у нас. Только там они сохранились, а у нас нет. Занимаемая им площадь равнялась площади пирамиды Хеопса. Он располагался таким образом: первая башня находилась на месте нынешнего четвертого корпуса госуниверситета, вторая – на месте памятника Ленина, третья – на месте бывшего кинотеатра «Октябрь», четвертая - нынешний ресторан «Парк – Отель» и пятая – вход в парк А.С.Пушкина. Река Саранка разделяла крепость пополам. Кремль был деревянный, а дерево, увы, не вечно. В последнее время предпринимаются попытки воссоздать Саранскую крепость заново. Виктор Борисович уже несколько лет работает над этим вопросом.

- К сожалению, снос исторических памятников характерен не только для нашей республики, но и в целом для России, - констатирует ученый. - Ситуация принимает катастрофические размеры, со всех регионов раздаются сигналы SOS. Мы утрачиваем историческую среду. Это большая общегосударственная беда. Я являюсь экспертом международной организации, которая работает при ЮНЕСКО, и поэтому обладаю информацией по всей стране. Денег у нас в стране очень мало, а исторических памятников, находящихся в плохом состоянии, очень много. Конечно же, мы не в состоянии спасти это богатство, наши национальные сокровища. Наша задача состоит в том, чтобы сберечь хотя бы самые значимые объекты. Причем, причиной сноса исторических памятников, порой является не только их ветхость, и отсутствие средств поддерживать их в нормальном состоянии. Иногда здание достаточно крепкое и у него высокий статус, но кто-то присмотрел это место для своих целей и уже представляет на его месте иной объект. Примеров достаточно много и по Саранску: Торгово-промышленная палата, на месте которой стояли два купеческих дома, довольно прочные. Их еще можно было использовать для разных целей, там можно было установить пиццерию, которая теперь находится в «стекляшке» напротив.

Теперь о статусе Саранска. Есть два типа городов: исторические, там где сохранилась соответствующая застройка XIX века и более ранняя (в России их много, в Мордовии таков Темников) и города новые, индустриальные, построенные, как правило, в ХХ веке (новая застройка типовая, примером могут служить даже города –миллионеры, такие как Новосибирск). Саранск вначале был историческим, ведущим историю с XVII века. Базарная улица с монастырем, собором составляли прекрасный ансамбль того времени. Все дома хорошие, крепкие, как купеческие сундуки. И что же произошло с этим историческим городом? По примеру других городов он в два этапа был трансформирован в город новый. В 30-е годы было гонение на религию, разрушались церкви и самых главных зданий в городе, которые определяли его облик, не стало. Второй этап наступил в 60-70-е годы, когда появились заводы, стало доминировать типовое строительство (жилые дома, административные), а строить надо было очень много. Возведение новых зданий происходило, главным образом, в центре города, было отлажено производство: сноси и строй. В этой ситуации в сравнении с панельными пятиэтажками купеческие дома казались мелкими, нелепыми, никчемными. Строились типовые школы, детские сады. Так исчезла Базарная улица и ее окрестности. Остались разовые памятники, чудом уцелевшие, к примеру, музей мордовской культуры (зданию более 100 лет). А вот такой целостной среды, чтобы улочка была, или квартал, такого уже нет.

- Туризм в Мордовии получил большое развитие, особенно в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу. Какие исторические изыски мы можем им показать в столице Мордовии?

- У нас в черте города располагается памятник архитектуры федерального значения конца XVII – начала XVIII века - Макаровский монастырь. Он прекрасно просматривается из аэропорта. Стиль - строгановское барокко. Как и Иоанно-Богословский собор на улице Демократической, самое старое здание Саранска. Оно было построено в 1693 году. А вот Никольская церковь на Посопе, которую иногда старят, была создана в гораздо позднее время, это конец XIX века, 1897 год. Это здание было освящено в честь коронации царя Николая II. Отсюда и название. Особую ценность представляют образцы допетровского стиля, церковная архитектура с пятиглавием на Демократической, ее надо сберечь во что бы то ни стало. Жаль, что таких объектов у нас единицы. Есть еще один момент, о котором можно сожалеть. Церковь Иоанна Богослова на сегодняшний день находится в кольце, ее окружают сразу несколько недавно построенных многоэтажек, за которыми ее не видно. Историческая особенность памятника тут теряется.

- Беда Саранска в том, что его былое величие до нас не дошло. А ведь он и создавался как крепость. Жаль, только Саранская крепость деревянная была, сгнила. Сейчас предпринимаются попытки воссоздать ее заново. Насколько это возможно?

- У России была грандиозная история, в XVII веке наше государство стало значительно расширяться, стремительно передвигались границы от Оки на юго-восток. В то время граница представляла собой систему оборонительных укреплений: это валы, которые были сделаны из земли и щебня, это заградительные полосы в лесах и линии где проходила крепостная стена. И крепости тоже строились разные, большие и маленькие на этой границе. И та граница перемещалась поэтапно, все южнее, и южнее. Было четыре или пять этапов, за время которых мы дошли до Каспийского моря, затем до Азовского. Реализовывалась грандиознейшая программа расширения государства. Потом то же самое расширение пошло по Сибири, такими объектами наши предки доходили до Туркестана, до Байкала. Протяженностью в тысячи вест. Разумеется, построить все эти укрепления из камня было невозможно. И где взять камень, ведь его нет. Строили из дерева, причем проекты были типовые: от Оки и до Саратова за 70 лет построено 50 крепостей. Именно таких как Саранская. Размах строительства был беспрецедентным. Это говорит о мощи державы уже в то время. Повторить все то же самое в то время другому государству было бы не по плечу.

Старые города, которые находились в центре государства, внутри этих границ, там, конечно, крепости были каменные. Этим городам теперь уже по тысяче лет, таким, как Казань, Ярославль, Псков, Новгород, Суздаль, Ростов. Они были созданы еще до расширения, до походов Ивана Грозного, а потом, при продвижении на юго-восток все пошло деревянное. Саранская крепость была построена в 1641 году, она выполняла свои функции, здесь стоял гарнизон, был воевода. Это, действительно, была граница, на которую нападали враги, против которых надо было обороняться. Так было 15-20 лет, а через 25 лет граница пошла уже через Пензу, через сорок лет она уже шла через Саратов. Гарнизон в Саранске по-прежнему все еще был, но свою функцию крепость уже не выполняла, так как граница уже проходила далеко. Окончательно крепость здесь развалилась в середине XVIII века. Это были руины в центре города. После расчистки образовалось пустое пространство, где была запроектирована Соборная площадь (ныне Советская площадь). Подобная судьба характерна для всех деревянных крепостей, они через 50 лет теряют свою функцию, а еще через 50 лет саморазрушаются. Конечно, археологию тут никто специально не проводил, может внутри кое-какие остатки остались? Фрагменты таких крепостей на сегодняшний день сохранились лишь в Сибири: в Красноярске, Якутске и др., их строили позже, и к тому же строительство велось из более прочной древесины.

Сейчас появилась задумка построить крепость подобной той, что была. Конечно, ее невозможно воспроизвести на то же самом месте, где она располагалась раньше. Мы со студентами сделали проект, так называемый новодел в виде символа, аттракциона. Ведь, скорее всего, Саранская крепость будет использоваться в туристических целях, развлекательных, образовательных, в целях просвещения. Помимо познавательных составляющих, там должна быть предусмотрена приличная кухня для отдыхающих, должны выступать артисты, чтобы люди могли весело провести время. Подобные аналоги имели место и в Европе, в Азии, у нас в России. Стоит заметить, что ученые относятся к ним отрицательно, считают подделкой, ненаучной копией профанацией, рассчитанной на праздный люд, и не заслуживающей серьезного отношения. Правда, в Польше есть образцы, восстановленные самими историками, это поселок древних людей Бескупин (V век до н.э.). Мы думали о месте, где разместить крепость. Если на окраине, то это не будет рентабельным, народ не пойдет. После долгих поисков мы нашли место: сзади Русского драматического театра, на месте снесенной улицы Кавказской, спуск по Пролетарской улице вниз. Там довольно пологий рельеф, габариты полностью соответствуют свободному участку и полное соответствие ландшафту. Других вариантов не возникало. Правда, наряду со строительством крепости не нужно забывать об облагораживании левого берега Саранки, превратить его место в место отдыха, построив кафе, аттракционы, выставочный зал, избу-читальню и др. Все это нужно наполнять. И в этом с нами полностью согласен мэр города Петр Тултаев. Крепость предполагается возвести в прежних размерах, они известны. Материал все тот же – дерево. Сейчас появилась возможность увеличить его долговечность и не надо забывать, что мы – лесная держава. В скандинавских странах, используя новые технологии, научились строить здания из дерева, как из бетона, такие же долговечные. Нашим проектом заинтересовались Военно-историческое общество России, Клуб исторической реконструкции, в который входят знатоки русской истории и военной истории. Они выступают заказчиком этого проекта. Надо отметить, что клуб реконструкции проводит по 5 фестивалей в год в разных городах. На эти зрелищные интересные мероприятия обычно приезжают люди с самых разных концов страны. Саранская крепость явилась бы идеальным местом для выступления членов клуба реконструкции. Там они могут демонстрировать историческую одежду, старинное оружие, будут состязания, конкурсы, турниры. Все это станет большим подарком для горожан. Проекты, заказчиком которых выступает Военно-историческое общество, финансирует министерство культуры страны. Но в этом году поддержка оказывается лишь проектам, приуроченным к столетнему юбилею революций 1917 года: Февральской и Октябрьской. Так что это долгое дело, на его реализацию уйдет не один десяток лет.

- Высотка на Посопской горе красива, величественна. Особенно ночью с подсветкой она выглядит воротами в новый район. Но на фоне ее окончательно потерялся памятник Пугачеву. Ранее он с горы взирал на покоренный им город, а сейчас его не заметно. Это необходимые «издержки производства»?

- Эффектный памятник Пугачеву был украшением Саранска. Да и место подобрано удачное – Посопная гора. Сейчас там вырос красавец-дом, на фоне которого совершенно не видно памятника. Что тут делать? Переносить памятник - нет, он на месте стоит. Теперь не мы будем смотреть на Пугачева, а он на нас. И тут появилась еще одна возможность. Нужно приехать к памятнику, встать за его спиной и посмотреть, как он сам смотрит на город. Обзор отличный. Хорош вид на стадион. Сейчас он строится, потом построят. В результате: чего-то мы лишились, но что-то приобрели взамен. Это пример того, как памятники растворяются в городской среде.

- В новых микрорайонах нашего города, к примеру, на Химмаше, строятся дома разной этажности и различной конфигурации. Дома красивые, но они разные, порой они и покрашены в разный цвет. Из-за этого теряется чувство ансамбля, некоей общности, прямых проспектов. Так было задумано заранее?

- Никакой первоначальной задумки тут не было. Эта тенденция не нашего города, не нашей республики, она общероссийская. Во-первых, вся наша современная культура мозаичная и каждый кусочек старается выделиться, стать ярче, привлекательней и когда все кусочки кричат, получается такая пестрота, разноголосица. То же самое и в архитектуре, вот строю я дом и хочу, что бы он выделялся: был выше, ярче. Соседний инвестор рядом строит дом и тоже думает об этом. Та же картина и с цветами: у соседа красный дом, а я покрашу в зеленый, следующий покрасит в желтый. В свое время в Саранске была мода украшать дома шпилями, многие строения тогда увенчал шпиль. Такой порочный метод проектирования города существует уже около 20 лет. Когда никакой целостности нет, а строится единичный объект на выделенном участке, и как это будет сочетаться с другими зданиями, впишется ли в застройку, никого не волнует. В советское время был подход комплексный, единый, унифицированный, все сглаживающий под одну гребенку, там был подход от общего города к частным зданиям. Сейчас представления об общем городе уже нет, оно утрачено. В нашем городе много ошибок. Около собора построили большое здание цилиндрической формы, оно слишком высокое. Если со стороны парка смотреть на собор, то обзору будет мешать эта высотка. Конечно, это футбольный офис и для престижа хотели сделать все выше, и выше. Но он оказался не на месте. В свое время и «Рио» хотели сделать достаточно высоким, но мы добились, чтобы он был ниже. А футбольный офис прошел мимо нас, мимо градосовета, градозащиты. Сам проект хороший, мне нравится, но он должен стоять, где расположено кафе «Елки-палки», там он бы был более к месту.

- В Москве отдан приказ сносить «хрущевки», когда это веяние коснется Саранска, ведь срок их функционирования давно истек?

- Очень не скоро. Москва - паразитически богатый город. Там есть возможность снести пятиэтажный дом, чтобы построить двадцатипятиэтажный и еще извлечь прибыль из этого мероприятия. В других городах такое невозможно, даже в таких, как Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород. Там даже примеров таких нет, чтобы снесли пятиэтажку, если только она не развалилась от взрыва сама. Условный расчетный срок существования «хрущевок» - 40 лет. К чести наших строителей того времени надо сказать, эти здания стоят уже 60 лет. Тогда такие дома строились по всей стране. В нашем городе таких 380 зданий. Если нет внешнего воздействия (взрыва газа и др.), они простоят еще 20 лет. Стены, несущие конструкции, фундамент, выдержат. Нужно лишь менять коммуникации. А в Москве при необходимости можно снести не только дом, но и целый квартал, потому что там есть очень богатые застройщики, которым выгодно это сделать. В других городах стало выгодным не снести здание, а реконструировать его. Кстати, та же картина наблюдается и в Европе. Считаю, что в нашей стране нужно развернуть программу, посвященную пятиэтажным домам – «хрущевкам». Нужно обследовать их, выяснить социальную картину жильцов, состояние дома (стен, фундамента), чтобы впоследствии предоставлять такое жилье людям, исходя из их потребностей. Большие квартиры сейчас не нужны. Те, кому они были нужны, обеспеченные люди, уже приобрели их или построили себе коттеджи. Теперь речь идет о людях не столь богатых. Такое жилье может снять студент во время учебы в местных вузах, его могут позволить молодожены в начале семейной жизни. Квартиры в таких домах идеальны для престарелых людей, пенсионеров. Но прежде этого эти дома нуждаются в предварительной трансформации, перепланировке. Это касается всех российских городов.

В заключение я поинтересовался мнением Виктора Борисовича относительно Белого дома – Дома Республики в центре Саранска. В недавней беседе с экс-Председателем Правительства Мордовии Василием Учайкиным выяснилось, что тот был против его строительства, мотивируя тем, что это здание более подходит не для Саранска, а для более южных городов.

- Он не для южного города, для обыкновенного российского. Естественно, планировка там тесноватая, функциональная, специально для чиновников. Единственно, что должно смущать горожан, что на главной площади стоит громадная стена с маленькими окошечками. В других городах сейчас правительственные офисы делают более открытыми, демонстрируя их доступность для сограждан. В этом отношении интересен опыт Берлина. Там в правительственном квартале, рядом с Рейхстагом появилось здание с прозрачными стенами. Прохожим видно, чем занимаются чиновники, как они работают над законами, сидят на заседаниях. Это прозрачность, создающая образ распахнутой власти, ее подконтрольность, была позитивно воспринята согражданами.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

Загрузка...


Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Банк Хлынов снова в списке самых надежных банков страны
Инфо-РМ

Видео дня





Доска объявлений.jpg